На базе Пилюгинской и Михайловской средних школ под руководством опытных, высококвалифицированных учителей-тьюторов Кинельской С.А. и Куркиной Е.В. в течение четырех лет работают региональные экспериментальные площадки по реализации международного проекта "Учимся с Intel" - "Путь к успеху". Ежегодно до 40 учащихся успешно и результативно проходят обучение по данной программе, где имеется возможность для развития навыков, необходимых во взрослой жизни, успешного решения проблем в условиях современной жизни, экономики.
Наряду с освоением информационных технологий, учащиеся успешно обучаются технологической грамотности, проектной деятельности. Знания, умения, навыки, полученные в ходе реализации программы "Путь к успеху", помогают эффективно использовать их в учебном процессе, учат принимать решения, делать выбор. Все задания и проекты, выполненные учащимися, ориентированы на нужды и проблемы местного сообщества - школы. поселка, района и направлены на активное вовлечение детей в жизнь своего сообщества, поиск путей его развития и совершенствования.
Работы учащихся неоднократно отмечены на областных конкурсах, занимали приховые места.
Кузнецова Т.В., специалист отдела образования.
Работа региональной экспериментальной площадки на базе
МОУ «Пилюгинская СОШ» Бугурусланского района
Некоторым кажется, что работа в эксперименте – трудная и неблагодарная. На нашем личном опыте мы убедились, что это совсем не так. Наша школа в 2005/2006 учебном году в числе 30 школ области выиграла конкурс на реализацию пилотного проекта международной программы «Учимся с Intel» в нашем регионе. Это произошло потому, что материально-техническая и профессиональная база нашей школы удовлетворяла всем требования этой программы. Цель программы – дать возможность детям отдаленных населенных пунктов и малых городов освоить основные навыки, необходимые людям XXI века, на основе ИКТ и технологии критического мышления.
Самое трудное – это психологическая и методическая подготовка самого учителя, ведь здесь он выступает не в роли мудрого наставника, а в новой ему роли фасилитатора. Он должен не объяснять и учить, а создавать условия, поддерживать такой психологический климат в коллективе и организовывать взаимодействие, чтобы учащиеся сами добывали знания и развивали различные навыки. Немаловажную роль играет и то, что вся работа основана на материалах местного сообщества: родного села, города, района, их жителей.
В октябре 2006 года началась работа по этой программе. Ребята, не имеющие навыков работы в Интернете, с помощью товарищей с первого занятия учились им пользоваться. Развитие сетевого взаимодействия, компьютерные навыки – это то, что развивалась на протяжении всего периода обучения. Дети предлагали нестандартные пути решения некоторых вопросов из жизни родной школы и села. Казалось бы, что они могут шести, семиклассники? Оказывается они способны решить проблемы, над которыми бьемся мы, взрослые, и гораздо успешнее нас. Приведем такой пример. В сельской школе вдруг перестал работать туалет или аномальная зима создала проблему сплошного гололеда. Каковы последствия? Маленькие и большие дети вынуждены в слякоть и грязь ходить в туалет на улицу, а гололед создал просто катастрофически травматическую ситуацию в селе – переломы и многочисленные ушибы. Что же в этой ситуации предложили дети? Они создали два проекта. Посвященные этим проблемам, выяснили причины их возникновения. Провели опросы, создали памятки безопасности, развесили предупреждающие знаки, провели беседы с жителями и администрацией школы и села. Это дало конкретные результаты. Ребята сами стали следить за состояние дорожек и тротуаров, посыпали их солью и песком, помогали пожилым людям и малышам в передвижении по зимним улицам. Что касается второй проблемы. То результатом можно считать то. Что уже два года, прошедшие с этого времени проблем с туалетами в нашей школе нет. Можно сделать вывод, что инициатива детей и помощь им взрослых привела к отличным результатам.
Нельзя не отметить и еще один проект. Долгое время на территории нашего села не было места для отдыха. Дети решили – парку быть! Провели анкетирование и опросы местного населения для определения оптимального места разбивки парка, наметили фронт работы и выступили с инициативой перед школьной администрацией. Это предложение нашло большой отклик не только у местной, но и у районной администрации. Второй год идет работа по благоустройству и озеленению нашего парка. Освоен большой объем работ: выкорчеваны старые деревья и кустарники, Сделана детская площадка, установлены скамейки, разбиты цветники и Аллея ветеранов. Ребята с удовольствием занимаются этими работами, ведь они были инициаторами!
Хочется сказать, что наши социальные проекты были отмечены не только в районе, но и в области. В декабре 2006 года они были признаны лучшими на областном семинаре программы «Учимся с Intel» и награждены грамотой и ценным подарком.
Сейчас ребята работают над проектом, посвященным проблемы трудоустройства и миграции населения в нашем селе. Мы надеемся, что и пути решения этих проблем дети помогут найти. Такой дружной и плодотворной работе способствует атмосфера занятий, создание определенного психологического климата для развития навыков работы в группе и критического мышления. Дискуссии и обсуждения, поиски решений помогают сплотить детский коллектив. Игры и физминутки, интересные задания создают положительный настрой и творческую атмосферу. Отличное оснащение кабинета: современные компьютеры, цифровые фото и видеокамеры, графические планшеты, проекторы и интерактивная доска – вот основа развития прочных навыков, необходимых учащимся в дальнейшей жизни.
Как отмечают остальные учителя, учащиеся, обученные на этой экспериментальной площадке более раскованы, способны аргументировано отстаивать свою точку зрения, предлагать оптимальные пути решения различных вопросов и задач и, несомненно, имеют более высокие навыки работы с компьютером и мультимедийной техникой.
За два года работы экспериментальной площадки были обучены 80 учащихся 5-9 классов по двум курсам – «Технологии и местное сообщество» и «Технологии и профессия». И думаю не зря теперь программа «Учимся с Intel» называется Intel «Путь к успеху». Ведь она помогает стать успешными и ученикам, и учителям работающим по этой международной программе во многих странах мира.
Хочется сказать, что учащиеся нашей школы, помимо этой программы и уроков информатики, имеют возможность получить высокие навыки работы в различных программных продуктах и еще одним путем. Второй год в нашей школе работает университетская компьютерная школа «Абитуриент» центра довузовской подготовки при ОГУ. Здесь идет углубленное обучение всех офисных программ, программ обработки изображений, баз данных, программ создания web-страниц. Им приходится как настоящим студентам два раза в год сдавать сессию: практическую часть и экзамен, оценки за которые выставляются в зачетную книжку. Ученики и их родители очень довольны успехами своих детей, ведь они не только расширяют и углубляют свои знания, но и в конце третьего года обучения получат диплом государственного образца об окончании этой школы. Все мы надеемся, что это поможет им в дальнейшем профессиональном самоопределении.
Весь наш школьный коллектив не сомневается, что та работа, которая ведется в школе по информационно-коммуникативным технологиям позволяет нашей школе быть одной из лучших не только в нашем районе, но и в нашей области. Ведь получение президентского гранта – одно из подтверждений этого.
Кинельская Светлана Александровна, учитель информатики МОУ «Пилюгинская СОШ» , тьютор программы "Учимся с Intel"
|