26 апреля на площадке «Российской газеты» прошел круглый стол, посвященный внедрению единой информационной образовательной системы (ГИС Контингент). Участие в дискуссии приняли представители курирующих проект министерств – Минобрнауки России, Минкомсвязи России, педагогического сообщества, а также общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».
Дискуссия стала очередным этапом большого общественного обсуждения данного законопроекта. Накануне прошли слушания в Государственной Думе и Общественной палате Российской Федерации.
«Аналогичные системы давно и успешно работают в других отраслях. Образование должно идти в ногу со временем, и мы делаем все от нас зависящее для этого. Однако позиция министерства такова, что мы отдаем на общественное обсуждение все вопросы, даже в малейшей степени касающиеся учащихся или их родителей», - отметил директор Департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки России М.С. Попов.
При этом, отметил он, ситуация для родителей и детей не изменится. Они продолжат пользоваться уже знакомыми и ставшими привычными за много лет сервисами, которые работают благодаря информационным системам. Это электронные дневники, журналы, системы контроля прохода в школу, электронные очереди и многое другое. ГИС Контингент – это инструмент, необходимый для четкого управления, принятия точных решений в условиях меняющейся ситуации. От этого в значительной степени будет зависеть благополучие более 40 млн человек, которые связаны с системой образования.
Информационные системы действуют в образовательной сфере уже много лет. Однако в разных регионах и на разных уровнях управления – это разные системы, которые требуют многократного ввода одних и тех же данных, не дают унифицированного и распределенного доступа к ним и не обеспечивают необходимого уровня защиты. Принятие законопроекта позволит повысить класс защиты этих систем и хранящихся в них сведений до уровня, предъявляемого ФСБ и ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю).
Проведенные совместно с Высшей школой экономики исследования позволили подсчитать, что суммарная стоимость трудозатрат педагогов на заполнение только одной статистической формы составляет 7 млрд рублей в год. При этом затраты на ведение всей системы ГИС Контингент, обеспечивающей, помимо прочего и автоматизированную отчетность, оцениваются экспертами в 200 – 300 млн в год, таким образом, ее внедрение многократно окупится в первый же год, - рассказал журналистам О.Ю. Качанов, директор Департамента проектов по информатизации Минкомсвязи России.
Е.Н. Шимутина, замдиректора по информационным технологиям московского Центра образования № 548 «Царицыно», говоря о практических преимуществах единой стандартизации информационных систем в образовании, рассказала, что инициатива позволит транслировать успешный опыт и лучшие педагогические методики, которые будут собраны в одном месте. Так это работает сегодня в системе «Московская электронная школа». Учителя делают сценарии и выкладывают в облачное хранилище. Возможности такого сетевого взаимодействия станут доступны для удаленных, например, сельских школ.
Кроме того, по словам эксперта, сегодня наблюдается высокая мобильность семей. Новый ребенок, приходящий в школу, - это чистый лист. Благодаря единой информационной системе учителя будут видеть все достижения и способности новичка. А родители будут избавлены от необходимости приносить различные справки и копии документов.
Эксперты отметили, что информационные системы в образовании работают сегодня в множестве стран, однако аналогов с функционалом, возможностями и степенью защиты, подобных ГИС Контингент, пока нет.
На окончательную доработку и совершенствование системы после принятия законопроекта специалисты закладывают 5 лет.
По материалам пресс-службы Минобрнауки России |