Материалы Тарасова А.В.
Личный предметный сайт - http://uznaika.ucoz.ru/
Статья "Родина, все для тебя" - скачать
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории
Использование материалов краеведения и активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории.
(Обмен опытом. Выступление на секционном занятии учителей района.).
Школьное краеведение переживает сейчас период подъёма, крепнет, совершенствует свои формы и методы. Развитие и жизнеспособность школьного исторического краеведения определяются его особой ролью в учебно–воспитательном процессе. Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того чтобы по – настоящему полюбить свой край, нужно хорошо его знать.
Один из основных источников чувства гражданственности – память о прошлом. Знание трудовых и ратных подвигов своих предков, земляков, односельчан делает человека богаче в духовном отношении, способствует выработке активной жизненной позиции.
Например, в нашей школе краеведческая работа ведётся согласованно с программой курса по истории России. Современная дидактика придает исключительное значение работе на уроке с историческими источниками. Использование экспонатов музеев в обучении вызывает интерес учащихся, создает положительный эмоциональный фон.
Между тем работа с вещественными источниками помогает решать задачи социального воспитания школьников, позволяя им в доступной форме усваивать социальный опыт прежних поколений, проявлять активность и взаимодействовать между собой. Дети в этом случае имеют возможность изучать историю, не только слушая учителя и разглядывая иллюстрации в учебнике, но и непосредственно осязая предмет и, таким образом, определяя его характерные черты и полезность. Использование музейных экспонатов на уроке может помочь оптимизировать работу с историческими понятиями, ведь многие слова – это своеобразные ловушки.
На своих уроках я использую различные экспонаты из музея школы. Сначала изучается физическая характеристика предмета. Следует обратить внимание на эстетическую сторону: насколько привлекательным выглядит предмет и в чем это выражается.
Работа с вещественными источниками позволяет школьникам судить о занятиях, об особенностях быта, о традициях наших предков, иногда может дать ключ к пониманию социальных отношений.
Необходимым элементом урока является привитие интереса учащихся к предмету. Каждый урок темы « первобытнообщинный строй в истории человечества» заставляет учащегося быть охотниками на диких зверей, изготовлять орудия труда, получать огонь ручными способами. При изучении темы учащиеся получают задание
изготовить элементы одежды и украшений первобытного человека (бусы, платье, обувь, кусочек шкуры), подготовить сцены жизни первобытных людей.
Одной из наиболее доступных увлекательных форм приобщения школьников к исследовательской работе, способом мотивации познавательной деятельности учеников является изучение ими истории семьи. Рассказы и воспоминания родных – живых свидетелей, очевидцев и участников событий – оживляют историю, приближают её к ребёнку. Занимаюсь этой работой более десяти лет. В последние 5 лет в школе проводилась операция «Поиск». Учащиеся занимались поисковой работой, составляли рефераты. В процессе составления родословной школьники обращаются к семейным архивам. Изучение истории семьи осуществляется в рамках дополнительного образования. Составлена программа «Мой колхоз в прошлом, настоящем и в будущем». Накопленный учениками и их родителями материал заложен в компьютер школы, используется при изучении истории ХХ столетия. К различным темам в качестве опережающих домашних заданий предлагаю ученикам подготовить краткие сообщения, а также привлечь старшее поколение к заполнению анкет, содержание которых затем использую на уроках. Анкетирование проводится по различной тематике.
Тематика анкетирования
К урокам по теме «Великая Отечественная война» предлагаю ответить на вопросы:
1. Кто из родных воевал(в составе каких фронтов, в каких событиях участвовал, каких наград был удостоен)?
2. Кто из родных работал в тылу? В чем заключалась их работа?
3. Как в дальнейшем сложилась их судьба?
4. В каких условиях сегодня военное поколение?
К уроку по теме «Жизнь и быт советских людей в первые послевоенные годы» рекомендую учащимся расспросить бабушек и дедушек:
1. Как они оценивают свой личный вклад в возрождение послевоенной страны? В чем он проявился?
2. В каких общественных начинаниях они принимали участие?
3. Какую зарплату они получали в конце 1940 – начале 1950-х гг.? Как она соотносилась с ценами на продукты питания и промышленную продукцию?
4. Как и в связи с чем изменились жилищные условия ваших родных в это время?
К уроку «СССР в 1953-1964гг.» предлагаю задания:
1. На основе воспоминаний и рассказов Ваших родных попытайтесь сформулировать характерные черты и противоречия жизни народа во второй половине 1950- первой половине 1960гг.
2. Как и в связи с чем изменилась жизнь людей в сравнении с предшествующим периодом? Какие перемены в семье были наиболее значимыми? Почему? Как Ваши родные воспринимали происходившие изменения в те годы?
3. Каково было отношение Ваших родных к идее быстрого построения коммунизма? Считали ли они, что эту идею возможно реализовать? На чем были основаны их мнения по этому поводу?
4. Какие книги, пластинки, предметы быта, приобретенные в те годы, сохранились в Вашем доме? Какие из них продолжают вызывать интерес и сегодня? Как Вы думаете, почему?
К уроку « От застоя к перестройке» предлагаю учащимся с помощью родителей заполнить следующие анкеты:
1. Где и кем работали Ваши родные?
2. В каких условиях жили Ваши семьи в 1970- начале 80гг.?
3. Какие крупные и памятные покупки были совершены в эти годы?
4. Какие телепередачи Вашим близким наиболее запомнились?
5. Какие фильмы, эстрадные программы, артисты были популярны тогда?
К уроку «Политическое развитие страны в 1985-1991гг» предлагаю ученикам побеседовать с родителями по вопросам:
1. Расспросите родных об их отношениях к внутриполитической жизни во второй половине 1980-х гг., что изменилось по сравнению с застоем? Почему, в отличие от 25 и 26 съездов партии, 19 партконференция, 1 съезд народных депутатов вызвали столь пристальное внимание людей?
2. Каковы впечатления Ваших родных о М.С.Горбачеве? Какие его качества, поступки, высказывания вызывали всеобщие симпатии?
3. Какие важные для Вашей семьи события произошли в середине 1980-х – начале 1990-х гг.?
4. Как Ваши родные относятся к гласности? Требует ли гласность каких-либо ограничений?
В ходе изучения истории семьи укрепляются психологические контакты детей и родителей, родителей и учителей, педагогика сотрудничества приобретает реальные очертания. А главное – происходит передача из поколения в поколение традиций, нравственных ценностей, толерантности, позитивного исторического опыта. Это важно, как отмечал Н.М.Карамзин: «Мудрость человеческая имеет нужду в опыте, а жизнь кратковременна».
Статья "Волховский фронт-2015". Опубликована в газете "Бугурусланская правда"
Поисковая группа отряда «Бугурусланский» в составе Тарасовых Алексея, Надежды и их дочери, первоклассницы Софии вернулась с очередной, 20-й по счёту поисковой экспедиции, приняв участие в Военно-исторический лагере «Волховский фронт», проходивший в Кировском районе Ленинградской области с 10 по 24 августа 2015 года.
На фото юный поисковик с сертификатом участника.
Лагерь, организованный совместно Российским военно-историческим обществом и ООД «Поисковое движение России», при содействии Министерства обороны РФ, объединил более 700 поисковиков из 47 регионов России. Также в работе лагеря приняли участие поисковики из Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Азербайджана – всего около 50 человек, военнослужащие 90-го отдельного специального батальона Вооружённых Сил России и подразделение Бундесвера вооружённых сил Германии.
24 августа 2015 года на мемориальном комплексе «Синявинские высоты» состоялась торжественная церемония погребения останков 82 советских солдат и офицеров, обнаруженных в ходе поисковых работ в рамках лагеря. Кроме того, были с воинскими почестями перезахоронены 462 воина 71-й стрелковой дивизии.
Бугурусланские поисковики тоже внесли свою посильную лепту в общее дело, лично подняв троих бойцов. Первые двое были найдены вместе, в одной воронке, у одного из них были обнаружены истлевшие фрагменты офицерских погон с одной звездочкой с каждой стороны, что говорит о том, что погибший был младшим лейтенантом. Так же этот факт говорит, о том, что офицер погиб в 1943 году.
Действительно, в январе 1943 года, в этих местах проводилась знаменитая операция «Искра», целью которой был прорыв блокады Ленинграда, кстати, завершившейся успехом, кольцо блокады было разорвано, а Ленинград получил сухопутную связь с «большой землёй».
Вместо послесловия.
У поисковиков нет такого понятия последний день, есть понятие крайний. Так вот, в крайний день вахты, нам удалось поднять третьего по счёту нашего бойца. И это событие рядовым назвать трудно.
Во первых дело шло к обеду. Во вторых очень устали, всё-таки две недели работы без выходных. Про себя решил. Ещё часик работаем, и если ни чего нет, то всё, хватит, обедаем, и в лагерь, отмываться надо, вещи собирать в дорогу.
Но всё мгновенно изменилось. Мой щуп звякнул на что-то необычное, раскапываю землю и передо мною в останках бойца солдатская алюминиевая ложка, где даже, несмотря на десятилетия лежания в земле отчётливо проступает надпись. Руки задрожали, тело заходило ходуном, кровь ударила в виски так, что голова налилась свинцом. Какие там комары, от укусов которых кожа вся в кровавых расчёсах? Какая усталость? Забылся и пот, от жарящего солнца, стекавший за шиворот вместе с грязью. В голове одно, бережно оттереть ложку и прочесть фамилию. Спустя пару минут хрипнувшим голосом читаю надпись Вырлин Николай.
Вот оно поисковое счастье, очень большая удача вырвать из небытия и вернуть памяти имя павшего воина-героя. Это куда сложнее, чем найти иголку в стоге сена, смочь достать солдатскую ложку в бескрайнем лесу под землёй на простой щуп.
Этот солдатик Николай Вырлин, ещё вчера бывший для всех безымянным, стал между прочим, сотым из всех поднятых нашим отрядом, за восемь лет поисковой работы и пятым по счёту, кому удалось вновь обрести имя, встав в один ряд с найденными Гавриловым Василием Дмитриевичем, Жашкевичем Кириллом Андреевичем, Гладких Николаем Александровичем, Сычёвым Семёном Филипповичем.
Размышляя над тем, почему я пошёл работать в лес в этот крайний день, хотя планировал посвятить его отдыху вспомнил, дочка София, которая всегда была со мною рядом, говорила – Папа, сегодня мы обязательно найдём ещё одного солдатика, должны найти. Чтож мы уедем, а кто его будет поднимать? Кому он нужен? И мы пошли в лес, и действительно подняли! Не знаю может чудо, а может он нас действительно ждал?
Уже через пару недель мы опять едем на места поля брани в леса и болота, поднимать наших с вами дедов и прадедов. Они нас ждут, просят. Это как в стихах:
До сих пор он сжимает в руках автомат,
На подстилке из крови, осколков, гранат,
С укоризной из мрака глазницы глядят,
Вы забыли нас люди, я русский солдат.
Алексей Тарасов